Психологическая игра-тренинг для детей и взрослых по развитию креативного мышления
Эта очень старинная детская игра «Что сказал царь?» для детей детсадовского возраста, не так уж давно взята на заметку психологами - сначала пока только детскими. Затем игру заметили и «взрослые» психологи.
Начнём с описания той пользы, которую эта детская игра приносит детям дошкольного возраста. Итак, эта детская игра учит детей:
- выполнять взрослые обязанности, готовит их к роли взрослых,
- игра учит брать на себя роль лидера в предложенных обстоятельствах и справляться с этой ролью хорошо,
- игра учит, и наоборот (в игре имеется несколько ролей) уметь в предложенных обстоятельствах быть лояльным: то есть, подчиняться указаниям и распоряжениям других «лидеров» (причём не взрослых!), принимая без прений их «роль лидера»,
- игра учит, соответственно, если срезюмировать - работать в команде. Жить в обществе.
В общем, это очень полезная для социализации маленьких детей игра, как Вы сами видите.
И хоть эта психологическая игра внешне выглядит несколько примитивно, особенно в беглом пересказе её сценария (а Вы попробуйте-ка сыграйте сами!), она отлично справляется со всеми вышеперечисленными целями...
А теперь скажите мне: что, разве взрослые люди не достойны того, чтобы развивать у себя все те же качества, играя в эту игру? (Особенно если в школе они не прошли муштру на умение работать в команде, а жизнь заставила в ней работать?) Вот и психологи посчитали, что взрослым людям эта игра очень даже не противопоказана.
Однако «взрослые» психологи заметили ещё одну пользу от этой игры, пользу, которую игра приносит почти что исключительно только играющим в неё ВЗРОСЛЫМ ЛЮДЯМ.
А именно: эта психологическая игра развивает у взрослых - креативное мышление.
«Почему не у маленьких детей?» - спросите Вы. А потому что детям не занимать креативности и уж выдумывать всё, что угодно, они могут, не стесняясь, с утра до вечера.
Кроме того, взрослые люди, постараются всеми силами избегать стереотипности и банальности, играя в эту детскую игру, поскольку будут понимать - это не просто игра - это полезный психологический тренинг по развитию креативного мышления.
Итак, вот он - этот простой сценарий психологической игры, которая поможет:
- развить Ваше креативное мышление (через способность удивлять окружающих и самому совершать неожиданные поступки),
- развить Ваши лидерские способности,
- развить Ваше умение быть лояльным в команде.
Психологическая игра «Что сказал Царь?»
Придумайте «Атрибут Власти». Это может быть книга, указка, мобильный телефон - всё. Что угодно, лишь бы воспринималось как «солидный предмет» в данной аудитории.
Возьмите таймер.
Теперь каждый из игроков, взяв в руки атрибут Власти, становится на пять минут - Царём и в течение этих пяти минут даёт задания команде. Всё в его власти... Царь может давать задание всем вместе, каждому по очереди, кому-то одному (например, вытянувшему короткую спичку).
Вот главные два условия Царя:
- Царь не должен повторять задания предыдущих царей (и свои тоже). Ни одно задание в течение игры, в общем, не должно повторяться!
- У Царя не должно возникать неловких долгих пауз. Подданные Царя должны быть всё время чем-то заняты.
Вот условие для всех играющих:
Никто не должен саботировать процесс, не выполнять задание, срывать процесс игры. Царь имеет право удалить игрока, который ему очень мешает. (Конечно, это даёт «минус» царю).
В игре (если речь идёт о взрослых) есть и жюри. Именно жюри внимательно наблюдает за игрой и замечает: команды какого царя выполнялись плохо и не слаженно, какому царю пришлось удалять игроков, кто был лучшим царём, кто был самым харизматичным царём (ему внимали без нажима с его стороны), кто был самым невыносимым игроком и при каком царе...
Задания в этой психологической игре Вы можете давать какие угодно, например:
Все сели и встали,
- все постояли на одной ножке,
- мальчики хлопают в ладоши, девочки кружатся,
- девочки хлопают в ладоши, мальчики прыгают,
- все читают по строчке стихотворения Агнии Барто одно за другим, пока я не скажу «стоп!»,
- вытянувший короткую спичку ложится на пол и говорит: «Я умираю». Остальные всё это время, пока я готовлю спички, машут руками как крыльями и говорят «Не покидай нас»,
Конечно, труднее всего «последним» царям. Всё лёгкое уже придумано.
Но с непривычки и первым-то - нелегко.
Вы можете предварительно записать и вывесить списком свои критерии оценки царствования, чтобы затем в ходе обсуждения выставлять баллы (или снижать баллы) царям, оценивая их царствование.
Вот примерные критерии оценки царей, как их оценивает жюри:
- были ли ничем не заполненные паузы в игре,
- как слушались подданные царя,
- как понимали задания царя,
- сколько было креативных заданий.
Важно следить за тем, чтобы цари не пользовались «личным ресурсом» популярности, играя в лидера.
Поэтому если в группе есть явные «идолы» и их преданные «фанаты», и при этом имеются также явные «козлы отпущения», то в такой группе игру проводить бессмысленно.
Шеринг (обсуждение с возможностью высказаться всем) после психологической игры - обязателен. |