Вы вошли как Гость Группа "Гости" Суббота, 27 Июля 2024,




Меню сайта
Ты не один
Block title
Полезные ссылки

  • Министерство образования и науки РФ
  • Министерства просвещения РФ
  • ФГИС Моя школа
  • Блок "Сетевой город"
  • Для учителей

  • Новости Минпросвещения России
  • Министерство образования и науки РФ
  • Федеральный портал «Российское образование»
  • Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
  • Единая коллекция ЦОР
  • Журнал «Вестник образования»
  • ГБОУ ДПО ЧИППКРО
  • Управление по делам образования
  • Сетевой город. Образование
  • Для учеников

  • Новости Минпросвещения России
  • Международный математический конкурс "КЕНГУРУ"
  • Эрудит-марафон учащихся (ЭМУ)
  • Всероссийская игра-конкурс "ИНФОЗНАЙКА"
  • Конкурс по истории мировой художественной культуры – «Золотое Руно»
  • Всероссийский игровой конкурс «Человек и природа»
  • Конкурсы, проводимые Центром образовательных инициатив ОмГПУ для учащихся
  • Всероссийский интеллектуально-личностный марафон «ТВОИ ВОЗМОЖНОСТИ» для школьников, обучающихся по Образовательной системе «Школа 2100»
  • Олимпийский портал
  • Для родителей

  • Новости Минпросвещения России
  • "Дошкольник" сайт для всей семьи
  • "Солнышко" детский портал
  • Занимательная педагогика
  • Отдых с детьми
  • Статьи о безопасности детей
  • "Большая перемена" сайт для школьников и их родителей
  • МСЗУ

    ГМУ НОКО
    Дети улиц
    Персональныеданные
    Здоровьесбережение
    Образование детям
    Акция "Я и Закон"
    Доп.Образование
    Анкета
    Наш опрос
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 1300

    Тепловые двигатели


    Конспект урока физики

    для 10 класса учителя МОУ СОШ №14 Лужновой Г.В.

     

    Тема урока: Тепловые двигатели.

    Цели урока:

    1.     ввести понятие о тепловом двигателе и его устройстве;

    2.     показать взаимосвязь развития физики и техники на примере принципов действия тепловых двигателей;

    3.     раскрыть роль тепловых двигателей в современной цивилизации.

     

    План урока

     

    Этапы урока

    Время, мин

    Приемы и методы

    Актуализация знаний. Постановка проблемы.

    5-7

    Фронтальное повторение.

    Диалог.

    Изучение нового материала.

    История и теория тепловых двигателей, характеристики, применение и проблемы.

    20-25

    Лекция с демонстрацией компьютерной презентации.

    Беседа.

    Записи в тетрадях.

    Совершенствование знаний и умений.

    10

    Решение задач.

    Домашнее задание.

    3

    Пояснение учителя.

    Запись в дневниках.

     

    Ход урока.

    I  Вопросы для организации фронтального повторения:

    1.     Допускает ли первый закон термодинамики теплообмен от менее нагретого тела к более нагретому?

    Ответ: Первый закон не запрещает этого процесса, он требует лишь сохранения энергии.

    2.     Наблюдаются ли такие процессы в природе и технике?

    Ответ: В природе – нет, в технике – да.

    3.     Какие параметры газа меняются при сжатии?

    Ответ: Давление возрастает, объем уменьшается, температура увеличивается.

    4.     О чем говорит второй закон термодинамики? Можно ли его сформулировать так: без совершения работы тепло переходит лишь от более нагретого тела к менее нагретому, а не наоборот?

    Ответ: Можно.

     

    II Слайд 1

    Мощный расцвет промышленности и транспорта в 19 веке был связан с изобретением и совершенствованием тепловых двигателей. Наша цивилизация – машинная цивилизация, причем большая часть машин – это тепловые машины разных видов. Принцип их работы основан на законах термодинамики. Без тепловых двигателей жизнь общества резко затормозилась бы. Не ездили бы машины, не летали бы самолеты, электроэнергия была бы в дефиците… вот почему так важно изучить работу тепловых двигателей.

    Слайд 2.

    На уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

    · Определение понятия «тепловой двигатель»

    · Виды двигателей

    · Устройство тепловых двигателей

    · Принцип действия тепловых двигателей

    · Применение тепловых двигателей

    · Экологические проблемы

    Идея создания теплового двигателя состоит в превращении части внутренней энергии тела (топлива) в механическую энергию других тел. Таким образом возникает возможность совершения механической работы.

    Слайд 3.

    Тепловой двигатель  - устройство, преобразующее внутреннюю энергию топлива в механическую.

    Вопросы беседы:

    1.     В каком случае термодинамическая система совершает работу?

    Ответ: При расширении.

    2.     В каких процессах работа совершается наиболее эффективно?

    Ответ: В изотермическом и адиабатном.

    Идея преобразования внутренней энергии топлива в механическую работу состоит в следующем: внутренняя энергия топлива при его сгорании преобразуется во внутреннюю энергию высокотемпературного газа и при  расширении газа частично превращается в работу.

    Слайд 4.

    Виды двигателей:

    ·        ДВС – двигатель внутреннего сгорания (слайд 5)

    ·        Турбореактивный (слайд 6)

    ·        Ракетный (слайд 7).

    Разные двигатели устроены по-разному, но у всех есть общие элементы:

    1.                      Объект, который совершает работу – это газ, его называют рабочим телом.

    2.                      Элемент по преобразованию внутренней энергии топлива во внутреннюю энергию газа – нагреватель.

    3.                      Не вся энергия превращается в работу, часть ее отдается холодильнику.

    Как обеспечивается постоянная работа теплового двигателя? С теоретической точки зрения процесс должен быть круговым, т.е. система должна возвращаться в первоначальное состояние. Рассмотрим машины, которые выполняют работу в результате реализации круговых процессов – циклов.

    Слайд 8.

    Цикл работы ДВС состоит из четырех тактов: впуск, сжатие, рабочий ход и выхлоп, поэтому такой двигатель называют четырехтактным.

    Проблему преобразования теплоты в полезную работу впервые исследовал Сади Карно в 1824 г. В своей работе он дал ответ на вопросы, актуальные и сейчас. Существует ли предел улучшения работы теплового двигателя?

    Важнейшей характеристикой теплового двигателя является КПД – коэффициент полезного действия – отношение энергии, которая пошла на работу, ко всей энергии, полученной от сгорания топлива: h =  . Из формулы следует, что КПД всегда меньше 1. Для идеального цикла Карно    h = 1 – Т21, где Т1 – температура нагревателя, Т2 – температура холодильника. КПД цикла Карно не зависит от выбора рабочего тела.

    Слайд 9.

    Непрерывное развитие энергетики, автомобильного и других видов транспорта, возрастание потребления угля, нефти, газа в промышленности и на бытовые нужды увеличивают возможности удовлетворения жизненных потребностей человека.

    Слайд 10.

    Однако в настоящее время количество ежегодно сжигаемого в различных тепловых двигателях топлива настолько велико, что все более сложной проблемой становится охрана природы от вредного влияния продуктов сгорания. Отрицательное влияние тепловых машин на окружающую среду связано с действием различных факторов:

    · Сжигание топлива сопровождается выделением в атмосферу углекислого газа. Дальнейшее существенное увеличение концентрации СО2 в атмосфере может привести к повышению ее температуры – «парниковый эффект».

    · При сжигании топлива используется кислород из атмосферы, вследствие чего его содержание в воздухе постепенно уменьшается.

    При сжигании угля и нефти атмосфера загрязняется азотными и серными соединениями, вредными для здоровья человека (Слайд 11).

     

    III  Отработка и углубление изученного материала продолжается при решении задач (слайды 12 -15).

    IV  Домашнее задание: подготовка к конференции на тему «Тепловые двигатели и их роль в жизни человека».

    Примерные задания:

    1.     ДВС: виды, применение, характеристики.

    2.     Турбореактивный двигатель.

    3.     Дизель.

    4.     Проблемы повышения КПД тепловых двигателей.

    5.     Экологические проблемы использования тепловых двигателей.

    Форма входа
    Поиск
    Последняя новость
    [28 Июня 2024]
    Видеопоздравление для выпускников
    [28 Июня 2024]
    Безопасность детей на водоёмах
    [28 Июня 2024]
    Информация об ответственности за потребление несовершеннолетними одурманивающих веществ
    [25 Июня 2024]
    18 день лагеря "Солнышко"
    [24 Июня 2024]
    17 день лагеря "Солнышко"
    Календарь
    «  Июль 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031
     г. Челябинск, ул. Байкальская 34
    Часы приёма родителей по индивидуальным вопросам: вт/пт 14:00-16:00 часов
     (351) 721-17-82 

    chel-scool14

    yandex.ru

       © 2024