|
Модель и алгоритм деятельности образовательного учреждения в условиях введения ФГОС общего образован
Описание модели Настоящая модель определяет последовательность и содержание действий по введению нового стандарта общего образования на начальной ступени школы, а также их цели и ожидаемые результаты. Модель предусматривает пять этапов разработки и осуществления программы модернизации существующей в школе образовательной системы с целью приведения ее в соответствие с требованиями нового ФГОС:
1. Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной и основной ступени школы и органов управления программой введения ФГОС.
2. Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе начальной и основной ступени школы.
3. Разработка проекта модернизированной образовательной системы.
4. Разработка плана-графика модернизации образовательной системы.
5. Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения.
______________________________________________________ Этап 1: Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной и основной ступени школы и органов управления программой введения ФГОС. Настоящей моделью предусматривается при введении ФГОС создание в образовательном учреждении временной рабочей группы по введению ФГОС нового поколения, призванного обеспечивать координацию действий всего педагогического коллектива, а также осуществлять информационное, консалтинговое и научно-методическое сопровождение инновационного процесса. Деятельность этого временного органа управления регламентируется специальным Положением.
Задачи этапа. При формировании рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы на начальной ступени необходимо: - определить состав рабочей группы;
- назначить руководителя рабочей группы;
- определить порядок ее работы;
- поставить перед группой общую задачу и задачу следующего этапа.
Содержание этапа. Рабочая группа создается для разработки и реализации проекта модернизации образовательной системы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.
Состав рабочей группы и порядок ее работы утверждается приказом директора образовательного учреждения.
Формы работы группы: групповая и индивидуальная. Групповая форма работы осуществляется на совместных заседаниях, периодичность которых определяется на первом заседании, посредством совместных обсуждений определенных вопросов. В промежутке между заседаниями участники рабочей группы индивидуально или в микрогруппах (2 - 3 человека) решают порученные задачи.
Результаты этапа. Рабочая группа в МОУ СОШ №14 сформирована на базе существующей с июня 2007 года Лаборатории риторики и диалога культур:
Руководитель группы: Денисов А.М., заместитель директора по научно-методической работе. Заместитель руководителя группы: Тайницкая В.В., учитель начальных классов.
Состав группы: Денисов А.М. Тайницкая В.В. Мажитова Р.Р. Убогова А.А. Шилова М.Е.
Задачи участников группы.
______________________________________________________
Этап 2: Определение изменений в существующей образовательной системе, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС.
Задачи этапа. На этом этапе должен быть получен ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?». Для этого необходимо определить, какие изменения требуется произвести:
· в образовательных целях;
· в учебном плане;
· в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности;
· в образовательных технологиях;
· в условиях реализации образовательных программ;
· в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.
Содержание этапа. Новые стандарты в обобщенном виде определяют нормативную модель образовательной системы, устанавливая требования:
· к результатам освоения основной образовательной программы;
· к структуре основной образовательной программы, включая соотношение ее обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса;
· к условиям ее реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Основной принцип действий на этом этапе состоит в сравнении предложенной новыми стандартами обобщенной модели образовательной системы с существующей в школе и определении того:
· какие элементы существующей образовательной системы полностью отвечают требованиям новых ФГОС и могут быть без изменений перенесены в желаемую систему;
· какие элементы существующей системы частично отвечают требованиям новых ФГОС и нуждаются в переработке для переноса в желаемую систему;
· какие элементы существующей системы не отвечают требованиям новых ФГОС и не могут быть перенесены в желаемую систему;
· какие необходимые для желаемой системы элементы, определяемые новыми ФГОС, отсутствуют в существующей системе и должны быть найдены или разработаны.
В результате этих действий будет формироваться перечень необходимых и достаточных изменений в элементах образовательной системы.
Первый шаг – определение необходимых изменений в иерархической системе образовательных целей, включающей цели образования и цели изучения учебных предметов.
При сравнении целей существующей образовательной системы с новыми стандартами необходимо определить:
· какие из них ранее не ставились;
· какие ставились, но фактически не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием реализуемых в школе учебных и внеучебных программ;
· какие ранее ставившиеся цели требуют корректировки.
Результатом данного шага по определению необходимых изменений в системе образовательных целей должны быть два разработанных списка изменений:
· список изменений в предметных целях;
· список изменений в надпредметных целях.
В каждый из них включены: новые цели; цели, ставившиеся в существующей системе, но не достигавшиеся в ней; цели, ставившиеся в существующей системе, но для полного соответствия стандартам, требующие корректировки.
В модернизированную образовательную систему без изменений переносятся из существующей системы цели, которые соответствуют новым стандартам.
На втором шаге анализа необходимо определить изменения в структуре образовательного процесса, определяемой учебным планом школы.
Требования к учебному плану задаются Базисным учебным планом, являющимся основой формирования учебного плана общеобразовательного учреждения. На основе сравнения имеющегося учебного плана и выбранного БУПа определяются изменения:
· в перечне предметов и отводимых на их изучение часов в рамках учебной деятельности (ее инвариантной и вариативной части);
· в перечне программ внеурочной работы (дополнительного образования, социально-творческой деятельности, кружковой работы) и часов на эти занятия.
Особенность ФГОС как комплексного новшества состоит в том, что его структура задана не жестко. У школы есть возможность учесть образовательные потребности и интересы учащихся, а также потребности и запросы родителей в рамках вариативного компонента учебного плана при организации 6-дневной недели, а также во внеучебной деятельности.
При определении содержания учебного плана в его вариативной части и во внеучебной деятельности (которая может включать дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы) необходимо рассматривать набор дисциплин и форм деятельности с точки зрения максимальной поддержки образовательных целей.
Результатом этой части работы должен стать новый учебный план школы, а также выводы о необходимых изменениях в составе образовательных программ.
На третьем шаге анализа определяется, какие необходимы изменения в содержании образовательных программ. Для этого в отношении каждого учебного предмета или курса, включенного в учебный план, должно быть определено, имеется ли программа его реализации.
Если такая программа есть, то необходимо выявить, в чем ее содержание не отвечает требованиям стандарта. Для этого учебная программа или программа внеурочной деятельности сравнивается с примерной основной образовательной программой начального образования или – примерной программой внеурочной деятельности.
Особо следует обратить внимание на то, что необходимые изменения в содержании программ по обязательным учебным предметам будут обусловливаться как изменениями в предметных целях, так и наличием надпредметных целей, которые необходимо реализовать в рамках каждого предмета, включив для этого в учебную программу соответствующие модули.
Содержание учебных программ вариативной части учебного плана и программ внеучебной деятельности должно определяться таким образом, чтобы они вместе с программами по обязательным предметам обеспечивали достижение всех образовательных целей.
Анализ содержания образовательных программ завершается выводами о том:
· какое содержание образовательных программ не требует изменений;
· какое содержание образовательных программ требует корректировки;
· какие образовательные программы отсутствуют в школе, и требуется их найти вовне или разработать.
На четвертом шаге анализа определяются необходимые изменения в технологиях обучения и воспитания.
После сравнения используемых школой образовательных технологий и методов с требованиями новых стандартов выявляются:
· технологии и формы обучения, которые соответствуют требованиям стандарта и сохраняются при переходе к новой образовательной системе;
· технологии и формы обучения, которые не отвечают требованиям стандарта и нуждаются в замене;
· новые технологии и формы обучения, ориентированные на достижение образовательных целей.
На пятом шаге анализа выявляется, достаточны ли внутренние и внешние возможности (материально-технические, временные, кадровые и др.) для обеспечения соответствия модернизированной образовательной системы требованиям ФГОС?
При определении необходимого ресурсного обеспечения следует использовать предложенные разработчиками «Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации образовательных программ начального образования», включающие:
· систему гигиенических требований к условиям реализации образовательных программ общего образования;
· систему требований к учебно-материальной базе (перечни рекомендуемой учебной литературы; перечни учебного оборудования для общеобразовательных учреждений; требования к оснащению учебных и административных помещений общеобразовательных учреждений).
ФГОС нового поколения определяет требования к различным видам универсальных (например, классная доска, тетрадь, учебник и т.п.) и целевых ресурсов (ориентированных на повышение эффективности важнейших элементов образовательных программ, образовательного процесса и их инновационного содержания, видов деятельности учащихся, внеурочной воспитательной работы и т.п.), которые обеспечиваются на уровне образовательного учреждения, муниципальном и региональном уровнях. Рабочая группа анализирует соответствие имеющихся и требуемых ресурсов на уровне образовательного учреждения.
При анализе степени обеспеченности кадровыми ресурсами необходимо учитывать, что в стандартах предусматривается в каждом образовательном учреждении наличие планов повышения профессионального уровня.
Их основная цель: совершенствование базовых компетентностей педагогов.
Необходимо выявить, насколько содержание планов повышения профессионального уровня учитывают изменения в деятельности учителей, связанные с введением ФГОС нового поколения (например, предусматриваются ли в них прохождение курсов или иных форм повышения квалификации, направленных на освоение новых образовательных технологий, позволяющих формировать у учащихся универсальные учебные действия т.п.). В случаях, когда содержание планов повышения профессионального уровня педагогов не включает необходимых для введения ФГОС элементов, констатируется рассогласование между имеющимися и требуемыми ресурсами и выносится решение о необходимости корректировки планов.
В результате для каждого типа требований составляется перечень ограничений (несоответствий имеющихся условий или ресурсов требованиям), делающих невозможными предполагаемые изменения в школе и поэтому требующих своего изменения. В том числе, перечень тех компетенций и компетентностей педагогов, которые требуют совершенствования.
На шестом шаге определяются необходимые изменения в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.
ФГОС второго поколения предусмотрено введение нового содержания контроля и оценки знаний учащихся, соответствующего новым целям и программам обучения, а также использование новых форм и технологий оценки. Система оценки, предлагаемая в новых ФГОС, включает в себя описание планируемых результатов образования, перечень показателей достижения планируемых результатов и инструментарий для оценки их достижения.
ФГОС второго поколения предусмотрено введение нового содержания контроля и оценки знаний учащихся, соответствующего новым целям и программам обучения, а также использование новых форм и технологий оценки. Система оценки, предлагаемая в новых ФГОС, включает в себя описание планируемых результатов образования, перечень показателей достижения планируемых результатов и инструментарий для оценки их достижения. Планируемые результаты выстраиваются на основе требований к результатам образования, включающих:
• предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);
• метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
• личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).
Основным результатом начального образования должна стать сформированность у выпускников начальной школы общеучебных умений, овладение которыми обеспечивает возможность продолжения образования в основной школе, а также умений учиться, т.е. умений организовать свою деятельность с целью решения учебных задач. У обучающихся должны быть сформированы:
· осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
· желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
· инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
· математическая и языковая грамотность как основа всего последующего обучения.
Все описанные выше шаги анализа могут осуществляться как последовательно, так и параллельно (одновременно).
Результаты этапа. Результатом анализа существующей в школе образовательной системы на предмет ее соответствия требованиям ФГОС должны стать перечни необходимых изменений в существующей образовательной системе школы для приведения ее в соответствие требованиям стандарта и задания проектным группам, определяющие требования к результатам и срокам проектирования.
Задача рабочей группы – определить полноту и согласованность предлагаемых изменений, ответив на вопросы:
· Достаточно ли предлагаемых изменений в компонентах существующей образовательной системы для приведения ее в соответствие с новыми образовательными стандартами?
· Соответствует ли характер предлагаемых изменений в компонентах образовательной системы требованиям новых стандартов и возможностям образовательного учреждения?
Рабочая группа должна также оценить предлагаемые изменения по степени их соответствия миссии образовательного учреждения, потребностям учащихся и их родителей.
По результатам обсуждения предложенных рабочей группой направлений и содержания изменений в образовательной системе в них вносятся коррективы и осуществляется переход к следующему этапу введения ФГОС.
______________________________________________________ Этап 3: разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы.
Задачи этапа. При проектировании должен быть дан ответ на вопрос о том, какой должна стать конкретизированная образовательная модель школы, чтобы соответствовать нормативной модели, определяемой новыми стандартами.
______________________________________________________
Этап 4: разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы План-график модернизации образовательной системы школы – это модель, определяющая процесс перехода от существующей образовательной системы к желаемой.
Задачи этапа. При разработке плана-графика модернизации образовательной системы начальной и основной ступени школы необходимо определить:
· полный состав действий, необходимых для реализации единичных проектов;
· планы-графики реализации единичных проектов;
· согласовать по срокам связи между единичными проектами, обеспечив их скоординированность;
· распределить все единичные проекты во времени.
______________________________________________________
Этап 5: реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения
Для эффективной реализации программы модернизации образовательной системы школы необходимо создать систему организационных механизмов управления его реализацией, способную контролировать соответствие фактического хода работ запланированному и вырабатывать решения по корректировке в случае возникновения несоответствия между ними.
Эта система должна четко определять кто, что и когда должен делать при осуществлении контроля хода реализации проекта, координации усилий ее участников и выработке необходимых управленческих решений.
Система должна вырабатывать решения, устанавливающие следующие типы изменений:
· в составе работ по реализации единичных проектов;
· в запланированных результатах работ;
· в сроках их начала и окончания;
· в составе ответственных исполнителей;
· в конечных целях проекта.
Для своевременного обнаружения необходимости выработки решений должны осуществляться сбор информации о состоянии работ по проекту, ее обработка и анализ. Кроме этого, система управления реализацией проекта должна обеспечивать информирование о состоянии работ ее участников Педагогический совет и администрацию школы.
Задачи этапа. Для реализации запланированных изменений необходимо разработать и ввести в действие организационный механизм управления реализацией единичных проектов, включающий:
· организационный механизм контроля хода разработки и реализации системы единичных проектов;
· организационный механизм анализа состояния работ по комплексному проекту;
· организационный механизм выработки решений по корректировке планов.
______________________________________________________
|
Календарь |
« Сентябрь 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|