Вы вошли как Гость Группа "Гости" Вторник, 28 Мая 2024,




Меню сайта
Ты не один
Полезные ссылки

  • Министерство образования и науки РФ
  • Министерства просвещения РФ
  • ФГИС Моя школа
  • Блок "Сетевой город"
  • Для учителей

  • Новости Минпросвещения России
  • Министерство образования и науки РФ
  • Федеральный портал «Российское образование»
  • Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
  • Единая коллекция ЦОР
  • Журнал «Вестник образования»
  • ГБОУ ДПО ЧИППКРО
  • Управление по делам образования
  • Сетевой город. Образование
  • Для учеников

  • Новости Минпросвещения России
  • Международный математический конкурс "КЕНГУРУ"
  • Эрудит-марафон учащихся (ЭМУ)
  • Всероссийская игра-конкурс "ИНФОЗНАЙКА"
  • Конкурс по истории мировой художественной культуры – «Золотое Руно»
  • Всероссийский игровой конкурс «Человек и природа»
  • Конкурсы, проводимые Центром образовательных инициатив ОмГПУ для учащихся
  • Всероссийский интеллектуально-личностный марафон «ТВОИ ВОЗМОЖНОСТИ» для школьников, обучающихся по Образовательной системе «Школа 2100»
  • Олимпийский портал
  • Для родителей

  • Новости Минпросвещения России
  • "Дошкольник" сайт для всей семьи
  • "Солнышко" детский портал
  • Занимательная педагогика
  • Отдых с детьми
  • Статьи о безопасности детей
  • "Большая перемена" сайт для школьников и их родителей
  • ГМУ НОКО
    Дети улиц
    Персональныеданные
    Здоровьесбережение
    Образование детям
    Акция "Я и Закон"
    Доп.Образование
    Анкета
    Наш опрос
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 1296

    Модель и алгоритм деятельности образовательного учреждения в условиях введения ФГОС общего образован


    Описание модели 

          Настоящая модель определяет последовательность и содержание действий по введению нового стандарта общего образования на начальной ступени школы, а также их цели и ожидаемые результаты. Модель предусматривает пять этапов разработки и осуществления программы модернизации существующей в школе образовательной системы с целью приведения ее в соответствие с требованиями нового ФГОС:

     1. Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной и основной ступени школы и органов управления программой введения ФГОС.

     2. Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе начальной и основной ступени школы. 

     3. Разработка проекта модернизированной образовательной системы.

     4. Разработка плана-графика модернизации образовательной системы.

     5. Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения.

    ______________________________________________________

    Этап 1: Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной и основной ступени школы и органов управления программой введения ФГОС.

          Настоящей моделью предусматривается при введении ФГОС создание в образовательном учреждении временной рабочей группы по введению ФГОС нового поколения, призванного обеспечивать координацию действий всего педагогического коллектива, а также осуществлять информационное, консалтинговое и научно-методическое сопровождение инновационного процесса. Деятельность этого временного органа управления регламентируется специальным Положением. 

          Задачи этапа. При формировании рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы на начальной ступени необходимо:

    • определить состав рабочей группы;
    • назначить руководителя рабочей группы;
    • определить порядок ее работы;
    • поставить перед группой общую задачу и задачу следующего этапа.


          Содержание этапа. Рабочая группа создается для разработки и реализации проекта модернизации образовательной системы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. 

          Состав рабочей группы и порядок ее работы утверждается приказом директора образовательного учреждения.

          Формы работы группы: групповая и индивидуальная. Групповая форма работы осуществляется на совместных заседаниях, периодичность которых определяется на первом заседании, посредством совместных обсуждений определенных вопросов. В промежутке между заседаниями участники рабочей группы индивидуально или в микрогруппах (2 - 3 человека) решают порученные задачи. 


          Результаты этапа. Рабочая группа в МОУ СОШ №14 сформирована на базе существующей с июня 2007 года Лаборатории риторики и диалога культур:

          Руководитель группы: Денисов А.М., заместитель директора по научно-методической работе.
    Заместитель руководителя группы: Тайницкая В.В., учитель начальных классов.

          Состав группы:
    Денисов А.М.
    Тайницкая В.В.
    Мажитова Р.Р.
    Убогова А.А.
    Шилова М.Е.

          Задачи участников группы. 

    ______________________________________________________



    Этап 2: Определение изменений в существующей образовательной системе, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС.

          Задачи этапа. На этом этапе должен быть получен ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?». Для этого необходимо определить, какие изменения требуется произвести:  

    · в образовательных целях;

    · в учебном плане;

    · в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности;

    · в образовательных технологиях;

    · в условиях реализации образовательных программ;

    · в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

     

          Содержание этапа. Новые стандарты в обобщенном виде определяют нормативную модель образовательной системы, устанавливая требования:

    · к результатам освоения основной образовательной программы; 

    · к структуре основной образовательной программы, включая соотношение ее обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса; 

    · к условиям ее реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. 

    Основной принцип действий на этом этапе состоит в сравнении предложенной новыми стандартами обобщенной модели образовательной системы с существующей в школе и определении того:

    · какие элементы существующей образовательной системы полностью отвечают требованиям новых ФГОС и могут быть без изменений перенесены в желаемую систему;

    · какие элементы существующей системы частично отвечают требованиям новых ФГОС и нуждаются в переработке для переноса в желаемую систему;

    · какие элементы существующей системы не отвечают требованиям новых ФГОС и не могут быть перенесены в желаемую систему;

    · какие необходимые для желаемой системы элементы, определяемые новыми ФГОС, отсутствуют в существующей системе и должны быть найдены или разработаны.

    В результате этих действий будет формироваться перечень необходимых и достаточных изменений в элементах образовательной системы. 

     

         Первый шаг – определение необходимых изменений в иерархической системе образовательных целей, включающей цели образования и цели изучения учебных предметов.  

    При сравнении целей существующей образовательной системы с новыми стандартами необходимо определить:

    · какие из них ранее не ставились;

    · какие ставились, но фактически не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием реализуемых в школе учебных и внеучебных программ;

    · какие ранее ставившиеся цели требуют корректировки.

     Результатом данного шага по определению необходимых изменений в системе образовательных целей должны быть два разработанных списка изменений: 

    · список изменений в предметных целях;

    · список изменений в надпредметных целях.

    В каждый из них включены: новые цели; цели, ставившиеся в существующей системе, но не достигавшиеся в ней; цели, ставившиеся в существующей системе, но для полного соответствия стандартам, требующие корректировки.

    В модернизированную образовательную систему без изменений переносятся из существующей системы цели, которые соответствуют новым стандартам.

     

         На втором шаге анализа необходимо определить изменения в структуре образовательного процесса, определяемой учебным планом школы. 

    Требования к учебному плану задаются Базисным учебным планом, являющимся основой формирования учебного плана общеобразовательного учреждения. На основе сравнения имеющегося учебного плана и выбранного БУПа определяются изменения:

    · в перечне предметов и отводимых на их изучение часов в рамках учебной деятельности (ее инвариантной и вариативной части);

    · в перечне программ внеурочной работы (дополнительного образования, социально-творческой деятельности, кружковой работы) и часов на эти занятия.

    Особенность ФГОС как комплексного новшества состоит в том, что его структура задана не жестко. У школы есть возможность учесть образовательные потребности и интересы учащихся, а также потребности и запросы родителей в рамках вариативного компонента учебного плана при организации 6-дневной недели, а также во внеучебной деятельности. 

    При определении содержания учебного плана в его вариативной части и во внеучебной деятельности (которая может включать дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы) необходимо рассматривать набор дисциплин и форм деятельности с точки зрения максимальной поддержки образовательных целей.

    Результатом этой части работы должен стать новый учебный план школы, а также выводы о необходимых изменениях в составе образовательных программ.

     

          На третьем шаге анализа определяется, какие необходимы изменения в содержании образовательных программ. Для этого в отношении каждого учебного предмета или курса, включенного в учебный план, должно быть определено, имеется ли программа его реализации. 

    Если такая программа есть, то необходимо выявить, в чем ее содержание не отвечает требованиям стандарта. Для этого учебная программа или программа внеурочной деятельности сравнивается с примерной основной образовательной программой начального образования или – примерной программой внеурочной деятельности.  

    Особо следует обратить внимание на то, что необходимые изменения в содержании программ по обязательным учебным предметам будут обусловливаться как изменениями в предметных целях, так и наличием надпредметных целей, которые необходимо реализовать в рамках каждого предмета, включив для этого в учебную программу соответствующие модули.

    Содержание учебных программ вариативной части учебного плана и программ внеучебной деятельности должно определяться таким образом, чтобы они вместе с программами по обязательным предметам обеспечивали достижение всех образовательных целей.

    Анализ содержания образовательных программ завершается выводами о том: 

    · какое содержание образовательных программ не требует изменений;

    · какое содержание образовательных программ требует корректировки;

    · какие образовательные программы отсутствуют в школе, и требуется их найти вовне или разработать. 

     

          На четвертом шаге анализа определяются необходимые изменения в технологиях обучения и воспитания. 

    После сравнения используемых школой образовательных технологий и методов с требованиями новых стандартов выявляются:

    · технологии и формы обучения, которые соответствуют требованиям стандарта и сохраняются при переходе к новой образовательной системе;

    · технологии и формы обучения, которые не отвечают требованиям стандарта и нуждаются в замене;

    · новые технологии и формы обучения, ориентированные на достижение образовательных целей. 

     

          На пятом шаге
    анализа выявляется, достаточны ли внутренние и внешние возможности (материально-технические, временные, кадровые и др.) для обеспечения соответствия модернизированной образовательной системы требованиям ФГОС? 

    При определении необходимого ресурсного обеспечения следует использовать предложенные разработчиками «Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации образовательных программ начального образования», включающие:

    · систему гигиенических требований к условиям реализации образовательных программ общего образования;

    · систему требований к учебно-материальной базе (перечни рекомендуемой учебной литературы; перечни учебного оборудования для общеобразовательных учреждений; требования к оснащению учебных и административных помещений общеобразовательных учреждений).

    ФГОС нового поколения определяет требования к различным видам универсальных (например, классная доска, тетрадь, учебник и т.п.) и целевых ресурсов (ориентированных на повышение эффективности важнейших элементов образовательных программ, образовательного процесса и их инновационного содержания, видов деятельности учащихся, внеурочной воспитательной работы и т.п.), которые обеспечиваются на уровне образовательного учреждения, муниципальном и региональном уровнях. Рабочая группа анализирует соответствие имеющихся и требуемых ресурсов на уровне образовательного учреждения.

     При анализе степени обеспеченности кадровыми ресурсами необходимо учитывать, что в стандартах предусматривается в каждом образовательном учреждении наличие планов повышения профессионального уровня. 

    Их основная цель: совершенствование базовых компетентностей педагогов. 

    Необходимо выявить, насколько содержание планов повышения профессионального уровня учитывают изменения в деятельности учителей, связанные с введением ФГОС нового поколения (например, предусматриваются ли в них прохождение курсов или иных форм повышения квалификации, направленных на освоение новых образовательных технологий, позволяющих формировать у учащихся универсальные учебные действия т.п.). В случаях, когда содержание планов повышения профессионального уровня педагогов не включает необходимых для введения ФГОС элементов, констатируется рассогласование между имеющимися и требуемыми ресурсами и выносится решение о необходимости корректировки планов.

    В результате для каждого типа требований составляется перечень ограничений (несоответствий имеющихся условий или ресурсов требованиям), делающих невозможными предполагаемые изменения в школе и поэтому требующих своего изменения. В том числе, перечень тех компетенций и компетентностей педагогов, которые требуют совершенствования.

     

          На шестом шаге определяются необходимые изменения в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.  

    ФГОС второго поколения предусмотрено введение нового содержания контроля и оценки знаний учащихся, соответствующего новым целям и программам обучения, а также использование новых форм и технологий оценки. Система оценки, предлагаемая в новых ФГОС, включает в себя описание планируемых результатов образования, перечень показателей достижения планируемых результатов и инструментарий для оценки их достижения. 

      ФГОС второго поколения предусмотрено введение нового содержания контроля и оценки знаний учащихся, соответствующего новым целям и программам обучения, а также использование новых форм и технологий оценки. Система оценки, предлагаемая в новых ФГОС, включает в себя описание планируемых результатов образования, перечень показателей достижения планируемых результатов и инструментарий для оценки их достижения. Планируемые результаты выстраиваются на основе требований к результатам образования, включающих: 

    • предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);

    • метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

    • личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).

    Основным результатом начального образования должна стать сформированность у выпускников начальной школы общеучебных умений, овладение которыми обеспечивает возможность продолжения образования в основной школе, а также умений учиться, т.е. умений организовать свою деятельность с целью решения учебных задач. У обучающихся должны быть сформированы:

    · осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

    · желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

    · инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

    · математическая и языковая грамотность как основа всего последующего обучения.

     

    Все описанные выше шаги анализа могут осуществляться как последовательно, так и параллельно (одновременно). 
     

          Результаты этапа. Результатом анализа существующей в школе образовательной системы на предмет ее соответствия требованиям ФГОС должны стать перечни необходимых изменений в существующей образовательной системе школы для приведения ее в соответствие требованиям стандарта и задания проектным группам, определяющие требования к результатам и срокам проектирования.

    Задача рабочей группы – определить полноту и согласованность предлагаемых изменений, ответив на вопросы: 

    · Достаточно ли предлагаемых изменений в компонентах существующей образовательной системы для приведения ее в соответствие с новыми образовательными стандартами?

    · Соответствует ли характер предлагаемых изменений в компонентах образовательной системы требованиям новых стандартов и возможностям образовательного учреждения?

    Рабочая группа должна также оценить предлагаемые изменения по степени их соответствия миссии образовательного учреждения, потребностям учащихся и их родителей. 

    По результатам обсуждения предложенных рабочей группой направлений и содержания изменений в образовательной системе в них вносятся коррективы и осуществляется переход к следующему этапу введения ФГОС.

    ______________________________________________________

     
    Этап 3: разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы. 

          Задачи этапа. При проектировании должен быть дан ответ на вопрос о том, какой должна стать конкретизированная образовательная модель школы, чтобы соответствовать нормативной модели, определяемой новыми стандартами.


    ______________________________________________________


    Этап 4: разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы
     
          План-график модернизации образовательной системы школы – это модель, определяющая процесс перехода от существующей образовательной системы к желаемой.

          Задачи этапа. При разработке плана-графика модернизации образовательной системы начальной и основной ступени школы необходимо определить: 

    · полный состав действий, необходимых для реализации единичных проектов;

    · планы-графики реализации единичных проектов;

    · согласовать по срокам связи между единичными проектами, обеспечив их скоординированность;

    · распределить все единичные проекты во времени. 


    ______________________________________________________


    Этап 5: реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения

          Для эффективной реализации программы модернизации образовательной системы школы необходимо создать систему организационных механизмов управления его реализацией, способную контролировать соответствие фактического хода работ запланированному и вырабатывать решения по корректировке в случае возникновения несоответствия между ними. 

          Эта система должна четко определять кто, что и когда должен делать при осуществлении контроля хода реализации проекта, координации усилий ее участников и выработке необходимых управленческих решений.

          Система должна вырабатывать решения, устанавливающие следующие типы изменений: 

    · в составе работ по реализации единичных проектов; 

    · в запланированных результатах работ; 

    · в сроках их начала и окончания; 

    · в составе ответственных исполнителей; 

    · в конечных целях проекта. 

          Для своевременного обнаружения необходимости выработки решений должны осуществляться сбор информации о состоянии работ по проекту, ее обработка и анализ. Кроме этого, система управления реализацией проекта должна обеспечивать информирование о состоянии работ ее участников Педагогический совет и администрацию школы. 

     

    Задачи этапа. Для реализации запланированных изменений необходимо разработать и ввести в действие организационный механизм управления реализацией единичных проектов, включающий: 

    · организационный механизм контроля хода разработки и реализации системы единичных проектов; 

    · организационный механизм анализа состояния работ по комплексному проекту; 

    · организационный механизм выработки решений по корректировке планов. 

    ______________________________________________________


     


    Форма входа
    Поиск
    Последняя новость
    [20 Мая 2024]
    Родительский контроль за организацией и качеством питания
    [20 Мая 2024]
    Учебные сборы юношей 10 класса
    [06 Мая 2024]
    Профилактическая акция «Безопасное окно»
    [27 Апреля 2024]
    XIX фестиваль детской книги «В гостях у Незнайки и его друзей»
    [26 Апреля 2024]
    Урок Цифры
    Календарь
    «  Май 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031
     г. Челябинск, ул. Байкальская 34
    Часы приёма родителей по индивидуальным вопросам: вт/пт 14:00-16:00 часов
     (351) 721-17-82 

    chel-scool14

    yandex.ru

       © 2024